Администрация Усть-Кубинского округа
Усть-Кубинский муниципальный округ

Достопримечательности

Спасо-Каменный монастырь.
остров Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского округа Вологодской области

Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере - древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере. 

Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 км2, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина - 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области. 

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить  их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе. 

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо -Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский- благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского. 

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился  в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар- неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь.  После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители  вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была  создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть  камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера. 

До 90 годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.  

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод , установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса.  В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.
 

Храм Святителя Афанасия Александрийского.
на берегу реки Кубена д.Чирково Усть-Кубинского округа

Храм Святителя Афанасия Александрийского в деревне Чирково расположен на высоком берегу реки Кубены.

Первые стоянки древних людей на берегу реки Кубены обнаруженные археологами, относятся к VII – V тысячелетиям до нашей эры. Позднее эти места были заселены финно-угорскими племенами, проникновение славян начинается с XI - XI веков. Распространение христианства связано с усилением миссионерской деятельности Спасо Каменного монастыря, созданного на острове Каменный в Кубенском озере в 1260 году.
В начале XV века на северо-восточном берегу Кубенского озера и в бассейне реки Кубены в результате постепенного дробления части Вологодских земель, входивших в состав Ярославского княжества, образовалось Заозерское удельное княжество. Первым удельным князем был Дмитрий Васильевич Заозерский, принадлежавший к древнему роду князей Ярославского дома.

Отец Дмитрия Васильевича – великий князь Василий Васильевич Ярославский был участником Куликовской битвы. Своего сына он назвал в честь вмч. Дмитрия Солунского, память которого празднуется церковью 9 ноября, в день, когда впервые была отслужена панихида по павшим воинам Куликовского сражения. Князь Дмитрий Васильевич построил в деревне Чирково деревянную церковь в честь своего небесного покровителя вмч. Дмитрия Солунского, первую христианскую церковь в данной местности. Унаследовав добродетели предков, строивших и украшавших храмы, князь Дмитрий Васильевич и его жена Мария всемерно поддерживали подвижничество преподобных Александра Куштского и Дионисия Глушицкого, в основании новых монастырей, наделили монастыри земельными угодьями, помогали в приобретении икон, церковных книг и церковной утвари, направляли своих людей на помощь в строительстве храмов.
Князь Дмитрий и княгиня Мария почитались как родители преподобного Иоасафа Каменского ( в миру князя Андрея), в раннем возрасте принявшего постриг в Спасо Каменном монастыре.

С именем князя Дмитрия Васильевича Заозерского связано основание монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы на высоком берегу реки Кубены на песчаном возвышении рядом с деревней Чирково, которое до настоящего времен называется Лысой горой. В те времена по всей Руси возводились церкви и монастыри в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, т.к. в этот день русскими воинами была одержана победа над татарами в Куликовской битве.
Второй храм обители был построен во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
В первой половине XV века князь Дмитрий Васильевич Заозерский погиб при защите Ярославля.
В период польско-литовского нашествия монастырь был разграблен и пришел в запустение.
Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы пришла в ветхое состояние и в 1781-1791 гг.( практически 10 лет) силами крестьян лысогорского прихода осуществлялось строительство холодной каменной церкви. Церковь была освящена в ноябре 1791 года. Она была одноэтажной, пятиглавой, имела величественный вид, внутри верх был украшен узорчатой лепниной. В церкви имелись настенные росписи и старинные иконы. Храм был закрыт в 1937 году, а в конце пятидесятых лет двадцатого столетия был разрушен.

Краеведы рассказывали о том, что храм взорвать поторопились. Через несколько дней после взрыва пришло указание из Москвы о сохранении храма. Но было уже поздно.

Второй теплый храм с трапезной был построен значительно быстрее -всего за 2 года- в 1861-1863. В конце 1863 года церковь была освящена.
По своему архитектурному решению она является примером построек переходного архитектурного типа в русской культовой архитектуре. Он появился в результате развития русско-византийского стиля в русском искусстве. Подобно храмам периода классицизма, в интерьере Афанасьевской церкви отсутствуют опорные подкупольные столбы. Средокрестие перекрыто мощным сомкнутым четырехгранным сводом. В экстерьере и покрытии храма вновь возникает мотив закомар, стены декорированы фигурными «дутыми» столбами-пилястрами, оконные проемы обрамлены наличниками с килевидным навершением.
Церковь находится в одной связи с высокой колокольней и своими размерами значительно превосходит первый храм. Престол церкви был освящен в честь Святителя Афанасия Великого.

В советский период с 1937 по 1947 год церковь была закрыта. 21 сентября 1947 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы богослужения в церкви возобновились. Долгие годы она была единственным действующим храмом на несколько районов -Усть-Кубинский, Сокольский и Харовский.
Церковь Афанасия Александрийского( 1861-1863г.г.) в д.Чирково является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области №687 от 21.07.2006г.

Неподалеку от Чиркова находится еще один интересный объект культурного наследия( памятник истории и культуры) регионального значения - часовня Ильинская в д. Чернышово, построенная в 1903 году. Часовня является уникальным памятником деревянной архитектуры с монументальной живописью начала XX века, выполненной на высоком профессиональном уровне. Это единственный памятник часовенного зодчества на территории Вологодской области, сохранивший убранство интерьера. Особое, уникальное значение часовне придают ее росписи. Роспись выполнена в технике масляной живописи.

Церковь Св. Николая Мирликийского.
Вологодская область, Усть-Кубинский округ, с.Устье, ул.Пролетарская

Церковь Св. Николая Мирликийского, одна из наиболее сохранившихся церквей Воскресенского погоста в с. Устье. Воскресенский погост находится на низком мысу при впадении реки Петровки в реку Кубену.

Первая каменная церковь погоста - церковь Воскресения Христова была выстроена в 1763-1773 гг. и представляла собой кирпичный двухсветный четверик завершенный пятиглавием. С западной стороны к основному объему последовательно примыкала небольшая паперть и многоярусная колокольня; с восточной стороны - два полукруглых алтаря. Завершения церкви в настоящее время утрачены.

Двухпрестольный Николаевский храм расположен в линию с Воскресенским храмом, в 12 саженях к северу от него. Согласно клировым ведомостям конца XIX-начала XX вв. церковь называлась по главному престолу.

Храм представляет собой двухэтажное здание барочной архитектуры. План и фасад храма Николая Чудотворца Мирликийского взят с Кафедрального Софийского Собора (теплого), (1772-1776гг.) в г.Вологде, но храм в Устье значительно превосходит его по своему объему.

План церкви был разработан в марте 1818 года священником Вологодского собора Павлом Иконниковым, 2 апреля того же года он был утвержден Преосвященным Онисифором Епископом Вологодским и Устюжским.

Постройка храма продолжалась с 1820 по 1836 год. В 1818 году был заготовлен материал для строительства кирпичных сараев на 86 саженей и дрова для обжига кирпича. В 1819 году сараи были готовы и началась выделка кирпича. Производством кирпича занимались крестьяне Закуштской волости. Кладка церкви началась в 1820 году. Первоначальным подрядчиком по каменной кладке был крестьянин Ярославской губернии Спиридон Емельянович Орлов, выложивший в течение 1820-1822 года нижний этаж церкви. С 1823 по 1825 год кладка церкви не производилась. В этот период заготовлялся строительный материал для дальнейшей работы: кирпич, известь, железо, лес и т.д. В 1826 году кладка возобновилась. Верхний этаж церкви был окончен в 1829 году. В 1830 году церковь была покрыта черным железом, а главы на ней обиты жестью. В 1831 году проводилась внутренняя отделка нижнего этажа: штукатурка, настилка деревянных полов, изготовление трех печей и т.д.Отделка верхней церкви производилась с 1832 по 1836 годы. В 1832 году в церкви был выстлан деревянный пол и вставлены рамы в окна, в 1833 году была выполнена штукатурка, в 1834 году были построены печи и начата работа по устройству иконостаса. В 1835 годы иконостасная работа была закончена и написаны иконы. В 1836 году были сделаны киоты для икон, в церкви были поставлены решетки и выполнены некоторые малярные работы. В этом же 1836 году производился демонтаж деревянного пола в нижней церкви и замена его кирпичным. Общая стоимость всех работ по устройству Николаевского храма с 1818 по 1836 год обошлась сравнительно недорого, около 54 056 рублей 48 копеек ассигнациями.

Подробные описания расходов на приобретение материалов на строительство храма за счет церковных денег можно найти в книге Александра Розанова «Воскресенская церковь в селе Устье Каниковского Уезда», изданная в г. Вологде в 1903 году. Значительная часть материалов была пожертвована разными благотворителями. Кроме этого некоторые материалы, необходимые для постройки, такие как камень, вовсе не у поминаются в расходных книгах церкви, т.к. они были предоставлены безвозмездно местными прихожанами, среди которых производились и сборы денежных средств. Кроме этого солидным источником доходов был сбор «на церковное строение», производившийся в Вологодской и других епархиях: Московской, С-Петербургской, Владимирской, Костромской, Вятской, Калужской, Тульской, Рязанской и других. Для разъездов во время сбора средств церковь содержала собственных лошадей.

Внешний вид Николаевского Храма

По внешнему виду теплый храм очень красивый. Он состоит из четырех главных частей: алтаря, церкви и трапезной, четырех небольших полукруглых притворов, примыкающих к главному круглому корпусу здания и широкого крыльца. Главный корпус церковного здания завершен красивым пологим куполом, над которым устроен восьмигранный фонарь. Такие же фонари построены на упомянутых выше четырех небольших притворах. На фонарях вместо глав устроены шлемовидные крыши. Кресты на них до 1881 года были деревянные, затем вместо них были установлены железные кресты, выкрашенные желтой краской. Наружные стены храма в 1846 году были оштукатурены и побелены известью. С северной, восточной и южной стороны церковь обставлена круглыми кирпичными колоннами, опирающимися на широкий карниз, отделяющий нижний этаж от верхнего, всего насчитывается 17 колонн. Низ между колоннами обнесен деревянным побеленным балясником, создающим вид галереи, обходящей почти вокруг церкви. Верх колонн украшен лепными капителями. Лепные украшения находятся и над окнами нижнего этажа. Средний купол в нижней части обнесен тремя карнизами и обведен кругом лепной гирляндой.

Алтарь полукруглый и освещен шестью окнами. Средняя церковь двухсветная: в ней десять окон внизу и десять меньшего размера под куполом. Трапезная освещается восьмью окнами, по четыре на каждой стороне. Крыльцо построено в виде отдельной высокой башни с тремя итальянскими окнами вверху. Во всех окнах, как церкви , так и крыльца, прочные железные решетки. Крыши на куполе, фонарях и других частях церкви были железные, выкрашенные ярью. Малые главы под крестами были обиты белым железом и выкрашены в сиреневый цвет. Высота церкви от фундамента до вершины креста составляет 17 метров.

Вход на крыльцо один, с западной стороны, над входом во всю его ширину установлен железный зонт. Крыльцо длиною 2 сажени и шириной 3 сажени с четвертью.

Стены в нем были оштукатурены и окрашены масляной краской синего цвета.

Внутреннее устройство. Верхняя церковь.

В верхнюю церковь ведут с двух сторон чугунные лестницы, отлитые по рисунку, составленному Вологодским губернским инженером-архитектором Шилькнехтом и отлиты на С-Петербургском чугунно-литейном заводе Санкт-Петербургского купца 2 - гильдии Николая Яковлевича Паля. Лестницы были поставлены в 1879 году и укреплены на рельсах. Двери в церковь деревянные, столярной работы, были обиты войлоком и обтянуты клеенкой. В церкви перед ними устроена небольшая камера для сохранения тепла.

Верхняя церковь Николаевского храма воздвигнута во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и освящена 12 декабря 1836 года Кадниковским протоиереем Алексеем Бальзаминовым.

Иконостас храма двухъярусный, мелкой столярной работы, был окрашен в белый цвет с золочеными украшениями. В целом церковь имеет красивый величественный вид и отличается прекрасным резонансом.

Нижняя церковь.

В нижнем этаже теплого храма находится церковь во имя Иерусалимской Божией Матери. Церковь, которая имеет одинаковое расположение с верхним храмом.

Невысокий свод поддерживается четырьмя каменными столбами. Стены церкви были оштукатурены и покрыты масляной краской синего цвета. Пол – каменный- из Путиловской плиты, стоивший 1700 рублей, был настлан в 1868 году. «Путиловская плита»-древнейший известняк, прочный и легко поддающийся обработке, экологически чистый, влагоустойчивый камень, обладающий уникальными декоративными свойствами, добывается в месторождениях в окрестностях села Путилово Ленинградской области. Из этого камня в середине 19 века в Санкт –Петербурге и его пригородах были построены тысячи храмов, дворцов, жилых домов и общественных зданий. Из него также изготавливались облицовочные плиты, лестничные ступени, карнизы, пилястры и другие архитектурные детали. В летний период из Петербурга отправлялось более 1500 судов «Путиловского камня». Популярный в Северной столице отделочный материал был приобретен и для отделки Храма Николая Чудотворца в селе Устье. Ранее пол в церкви был кирпичный, залитый пеком, смешанным с песком, а стены были выбелены известью. 

Церковь была освящена в 1831 году Кадниковским протоиереем Алексеем Бальзаминовым. Иконостас в церкви одноярусный, был украшен резными с позолоченными элементами. Значительная часть икон и церковной утвари были пожертвованы храму местными купцами Никуличевыми, Семенковыми, Ганичевыми.

В 1841 году Вокруг Воскресенского и Николаевского храмов была устроена каменная ограда- по плану, утвержденному преосвященным Стефаном Епископом Вологодским и Устюжским в 1837 году. Кладку ограды производил крестьянин села Прилуки Александр Дмитриевич Масленников. Кирпич для ограды был изготовлен в 1839 - 1840 годах крестьянами Закуштской волости в церковных заводах, которые были построены еще в 1838 году. На ограде были сделаны каменные столбы с деревянной решеткой, а на столбах были поставлены глиняные вазы зеленого цвета Закуштской работы. С восточной стороны церкви вместо ограды были устроены небольшие каменные лавки, в углах ограды были построены четыре башни с кладовыми для церковных вещей, а по сторонам крыльца Николаевского храма: с юга - небольшая сторожка с двумя окнами, с севера - помещение для церковной утвари. В 1875 году северо-восточная башня ограды с разрешения Епархиального Начальства была обращена в часовню, освященную в честь преподобного Иоасафа и Блаженного Василия Каменских угодников. До настоящего времени сохранилась только одна юго-западная башня.В 1879 году вся ограда пришедшая в ветхость, вследствие повреждения наводнениями, была ремонтирована. При этом каменные столбы на ограде были разломаны, а деревянные решетки и крыша были заменены железными. На ремонт ограды И.Е.Семенковым было пожертвовано 1000 рублей, а В.В.Семенковым - листового железа на 400 рублей.

В ограде находилось старое приходское кладбище, на котором хоронили до половины октября 1887 года. На кладбище до начала 20 столетия еще сохранялось немало каменных плит и чугунных крестов, мраморных и кирпичных памятников, обнесенных железными решетками. В 1897 году все кладбище было засажено березами, тополями и разными растениями.

В советский период богослужение в церкви прекратилось, здание использовалось для хозяйственных нужд одного из совхозов. Постепенно здание приходило в упадок. и разрушалось. В 80-е годы были проведены работы по консервации здания, благодаря которым его удалось сохранить от дальнейшего разрушения. Современное восстановление храма началось в начале двухтысячных годов.

В соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 21.07.2006г № 687 церковь Николая Мирликийского в составе Воскресенского погоста была отнесена к категории объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории и культуры), принята под государственную охрану объектов культурного наследия, находящихся на территории Усть-Кубинского района и в установленном порядке включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie